Авторский договор.
Как приобрести готовую творческую работу.
Сотрудничество с исполнителями.
Агрегаты наддува двигателей
Административное право
Анализ финансовой деятельности предприятий
Анатомия и физиология
Арбитражный процесс
Астрономия
Банковское дело
Банковское право
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Биология общая
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет, анализ, аудит
География физическая
География экономическая и регионалистика
Геология
Гидробиология, ихтиология, ихтиопатология
Гостиничный, туристический и ресторанный бизнес
Гражданский процесс
Гражданское и торговое право зарубежных стран
Графика
Деньги, кредит, банки
Детали машин
Европейское право
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика, технологии, программирование
Искусство, музыка и культура
История
История государства и права зарубежных стран
История отечественного государства и права
История политических и правовых учений
Коммерческое и финансовое право
Криминалистика
КСЕ (концепции современного естествознания)
Кулинария и товароведение, организация обслуживания
Культурология
Литература
Логика
Маркетинг
Математика и моделирование
Материаловедение
Медицина, сестринское дело
Международный коммерческий арбитраж
Менеджмент и управление в здравоохранении
Менеджмент, управление персоналом
Методика обучения биологии
Методика обучения географии
Методика обучения и воспитания дошкольников
Методика обучения и воспитания младших школьников
Методика обучения истории
Методика обучения ОБЖ
Методика обучения физике
Методика обучения физической культуре
Метрология, стандартизация, сертификация
Микробиология
Мировая экономика
Муниципальное управление
Налоги и налогообложение
Нефть, газ и другие энергетические ресурсы
ОМЗ (основы медицинских знаний)
Основы творческо-конструкторской деятельности
ОТОМ (основы технологии обработки материалов)
Охотоведение
Педагогика
Планирование на предприятии
Планирование, обработка и анализ эксперимента
Политология
Право гражданское и конституционное
Право международное и зарубежное
Право предпринимательское
Право трудовое и административное
Право уголовное
Право экологическое
Правоохранительные органы и арбитражный процесс
Предпринимательское дело
Психология
Рыбоводство, рыболовство
Сельское хозяйство
Сервис и туризм
Сопротивление материалов
Социолингвистика, лингвострановедение
Социология
Статистика
Строительная механика
Строительные машины
Теоретическая механика
Теория и история государства и права
Термодинамика и тепломассообмен
Техническая механика
Технология строительных процессов
ТиМОТиП
ТММ (теория машин и механизмов)
Транспорт и связь
Управление качеством
Управление продажей товаров и услуг
Физика
Физкультура, спорт, здоровье
Философия
Финансы и кредит
Химия
Экология и природопользование
Экономика предприятия
Экономика природопользования
Экономическая теория и анализ
Юриспруденция
Японский язык
|
Дипломная работа (123 стр)
Содержание Глава I Психолого-педагогические основы формирования положительной мотивации учения у младших школьников 1.1.Понятие учебной мотивации младших школьников 1.2.Структура и классификация мотивации учения 1.3.Изучение мотивации 1.4.Возрастные особенности мотивации учения школьников 1.5.Пути и условия формирования положительной учебной мотивации учащихся на основе изучения региональных экологических проблем 1.6.Краткие выводы по главе I Глава II Особенности изучения региональных экологических проблем в процессе экологического образования младших школьников 2.1. Содержание и цели экологического образования в начальной школе 2.2. Экологическое мышление детей младшего школьного возраста 2.3. Использование экологических знаний на уроках с целью положительной мотивации учения 2.4. Роль регионального компонента в экологическом образовании 2.5. Цели и задачи изучения региональных экологических проблем в начальной школе 2.6. Краткие выводы по главе II Глава III Повышение уровня сформированности положительного учения у младших школьников в процессе изучения региональных экологических проблем 3.1. Краткая характеристика класса, итоги констатирующего этапа исследования 3.2. Повышение уровня сформированности положительной мотивации учения у младших школьников при изучении региональных экологических проблем 3.3. Итоги заключительного этапа исследовательской работы Заключение Список использованной литературы Приложение
Введение Актуальность. В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе положительной учебной мотивации. Проблема мотивации в педагогике и психологии исследуется достаточно широко, но несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер . Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.В. Давыдов в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний . И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти р\егресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации объясняется и неразработанностью этой проблемы и ее сложностью. Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что учащийся побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы). Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности . Формирование положительной мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., БожовичЛ.И., Эльконин Д.Б. и другие педагоги и психологи. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе высокой экологической культуры. В области экологического образования за последние 10-15 лет появилось немало работ. В связи с исследуемой нами проблемой представляют интерес работы, выполненные по следующим направлениям: региональные системы экологического образования Л.В.Моисеевой; теоретико-методологические проблемы экологического образования Н.З.Смирновой; экологизация дисциплин и интегрированное обучение В.А.Игнатовой; экологическое образование и воспитание в школе О.Н.Пономаревой; формирование экологической культуры Е.И.Ефимовой; экологическое просвещение Л.А.Кохановой . Однако для учащихся общеобразовательных учреждений и в системе экологического просвещения остаются недоступными региональные аспекты экологии. При регионализации экологического образования важным является выявление путей формирования духовных и материальных аспектов экологической культуры. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального и регионального компонентов его содержания, избранная тема исследования приобретает особую актуальность. Региональность в экологическом образовании тесно связана с ориентацией педагогов-практиков на всестороннее использование воспитывающих и обучающих средств непосредственного природного и социокультурного окружения . В возрасте младшего школьника идет процесс формирования взглядов на мир, отношение к сущности природных процессов, базовые представления о взаимодействии общества и природы. Момент становления личности младшего школьника как части природы и осознание им этого упустить нельзя. В наиболее отчетливой и выпуклой форме региональный компонент экологического образования проявляется в первом звене школы. Это связано с тем, что младшие школьники изучают в основном природное окружение родного края: в силу возрастных и психологических особенностей на этом этапе детского развития задачи образования в области окружающей среды невозможно решать без чувственного познания природы. Вместе с тем, в образовательном процессе массовой начальной школы не достаточно используется педагогический потенциал «живого созерцания» природы, результатом чего является низкая сенсорная культура младшего школьника . Это приводит к нарушению природосообразного подхода к организации учебной деятельности детей: чаще всего учащиеся выступают в роли пассивных слушателей и созерцателей, получая знания в готовом виде, не напрягают свой ум и чувства, не затрудняют себя усилиями сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы на основе собственного чувственного опыта, тем самым негативно влияя на созидательность младших школьников. Поэтому тема изучения региональных экологических проблем с целью формирования положительной мотивации к учению у младших школьников является актуальной и значимой. Данная тема определила объект исследования – личность младшего школьника. В начале нашей работы был определен предмет исследования – процесс формирования положительной мотивации учения младших школьников. Далее была поставлена конкретная цель: определить роль изучения региональных экологических проблем в формировании положительной мотивации учения младших школьников. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и мето-дической литературы дать анализ положительной мотивации обучения млад-ших школьников. 2. Раскрыть особенности изучения региональных экологических проблем в начальной школе. 3. Проверить на практике эффективность использования знаний о региональных экологических проблемах в формировании положительной мотивации младших школьников. 4. Дать методические рекомендации по формированию положительной мотивации учения младших школьников на основе изучения региональных экологических проблем. В основу исследований была положена гипотеза, согласно которой уровень сформированности положительной мотивации учения у младших школьников будет достаточно высоким, если наряду с другими условиями будет придаваться должное внимание изучению региональных экологических проблем. При этом необходимо учитывать следующее: - акцентировать внимание младших школьников на значимости регио-нальных экологических проблем; - просвещать детей о серьезных проблемах экологии родного края; - побуждать учащихся начальных классов к посильному участию в раз-решении региональных экологических проблем. Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспери-ментальной проверке значимости изучения региональных экологических проблем в формировании положительной мотивации к учению у детей младшего школьного возраста; в выделении и описании уровней сформированности положительной мотивации к учению. Практическая значимость заключается в разработке комплекса мероприятий региональной направленности экологической тематики с цель формирования положительной мотивации учения детей младшего школьного возраста, которые могут использоваться учителями начальной школы в своей работе. Вся исследовательская работа проходила по заранее намеченному плану. На первом, констатирующем этапе (сентябрь – октябрь 2007 года) изучалось современное состояние проблемы в теории и практике образования и воспитания в начальной школе, конкретизировалась опытно-экспериментальная работа. Было проведено анкетирование педагогов и беседа с детьми, определяющая уровень сформированности положительной мотивации учения. Были использованы методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертной оценки и математической обработки данных. Второй, формирующий этап (октябрь 2007 года – март 2008 года), включал в себя разработку и внедрение комплекса экологических мероприятий регионального характера, направленных на формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов. На третьем, заключительном этапе (март 2008 года) был проведен по-вторный «срез», по результатам которого были сделаны выводы об уровне сформированности положительной мотивации учения, о роли изучения региональных экологический проблем в этом процессе и о степени подтверждаемости нашей гипотезы, разрабатывались методические рекомендации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы; поставлена проблема исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза; дана характеристика методов и этапов исследования, его новизны и практической значимости. В первой главе «Психолого-педагогические основы формирования положительной мотивации учения у младших школьников» раскрыты понятие, структура и сущность учебной мотивации младших школьников. Представлена классификация мотивов учения и их краткая характеристика. Определены пути формирования положительной мотивации учащихся начальных классов. Во второй главе «Особенности изучения региональных экологических проблем в процессе экологического образования младших школьников» оха-рактеризованы: основное содержание линии, цели и задачи, методы и формы экологического образования в начальной школе и описана роль регионального компонента в образовании детей. В третьей главе «Повышение уровня сформированности положительной мотивации учения у младших школьников в процессе изучения региональных экологических проблем» представлен комплекс экологических мероприятий региональной направленности и других педагогических технологий с целью формирования положительной мотивации учения; охарактеризованы задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и проведен анализ полученных результатов. В заключении сформулированы общие выводы, подведены итоги исследования, степень подтверждения гипотезы, предложены методические рекомендации по данной проблеме. Для написания данной работы было использовано 55 источников. В приложении представлены материалы исследовательской работы: диаграммы, таблицы, конспект, задания по решению региональных экологических проблем.
Заключение Проблема мотивации в целом исследуется, но не достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального и регионального компонентов его содержания, избранная тема исследования приобретает особую актуальность. В наиболее отчетливой форме региональный компонент экологического образования в определенной степени проявляется в первом звене школы. Это связано с тем, что младшие школьники изучают в основном природное окружение родного края: в силу возрастных и психологических особенностей на этом этапе детского развития задачи образования в области окружающей среды невозможно решать без чувственного познания природы. Целесообразность научных поисков в области экологического образования младших школьников, его регионализация достаточно глубоко обоснованы в психолого-педагогической литературе. Современный процесс обучения детей младшего школьного возраста оснащен новыми наглядными и техническими средствами. Вместе с тем, в образовательном процессе массовой начальной школы не достаточно используется педагогический потенциал «живого созерцания» природы, результатом чего является низкая сенсорная культура младшего школьника. Целью нашей работы явилось изучение мотивов учения младших школьников в зависимости от проводимых занятий с заданиями по изучению региональных экологических проблем. Результаты исследования показали, что уровень сформированности положительной мотивации к учению в экспериментальном классе повысился: низкий уровень сформированности положительной мотивации к учению уменьшился на 45,96% (на 9 человек), средний уровень повысился на 22,73% (на 5 человек), высокий уровень увеличился на 18,2% (на 4 человека). В контрольном классе изменения незначительны, результаты улучшились всего на 7-12%. По сравнению с контрольным классом, в котором не использовались занятия с заданиями регионального экологического характера результаты в экспериментальном классе значительно выше. Значит, исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности проводимых нами мероприятий на формирующем этапе исследования, что и подтверждает нашу гипотезу. Основываясь на наши исследования по формированию положительной мотивации к учению на основе изучения региональных экологических проблем, подведя соответствующие итоги, мы можем рекомендовать учителям школы: 1. Систематически использовать задания регионального экологического характера на занятиях по естествознанию для повышения уровня положительной мотивации к учению у школьников. 2. При организации занятий и мероприятий по региональным экологическим проблемам основываться на игровую деятельность. 3. Упражнения и задания по изучению региональных экологических проблем необходимо включать не только в уроки различного цикла, но и во внеурочную и внеклассную работу детей. 4. В работе с учащимися опираться на психолого-педагогические особенности детей с целью повышения эффективности образования. 5. Широко использовать в работе с учащимися современные научные данные о региональных экологических проблемах. 6. Работу по формированию положительной мотивации обучения на основе изучения региональных экологических проблем проводить в системе. 7. Привлекать к процессу повышения уровня мотивации учения на основе региональных экологических проблем школьников весь школьный коллектив, родителей и специалистов по решению экологических проблем в Сахалинской области.
Список использованной литературы 1.Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. – 1999. - №1. – С.14-17. 2.Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /Под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М.: Просвещение, 1995. – 440 с. 3.Богданец Т.П. Экологический подход и развивающие возможности начального курса экологии // Начальная школа. – 2002. - № 3. – С.66-68. 4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 219 с. 5.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981. – 288 с. 6.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1993. – 262 с. 7.Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 2005 году. Глава VI. Экологическая обстановка в регионах. – М.: ППР РФ, 2006. 8.Дежникова Н.С., Иванова А.Ю., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. изданий. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 93 с. 9.Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – 380 с. 10.Дубровина И.В., Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Академия, 1998. – 450 с. 11.Ефимова Е.И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей технической школы. - М.: Наука, 2000. - 121с. 12.Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 375 с. 13.Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М.: Просвещение, 1984. – 260 с. 14.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981. – 190 с. 15.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. - М.: Просвещение, 1990. – 266 с. 16.Зверина Н.Н. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе // Начальная школа. – 2002. - № 8. – С. 58-63. 17.Игнатова В.А. Непрерывное экологическое образование в России. – М.: Академия, 2000. – 280 с. 18.Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. – М.: Педагогика, 1991. – 300 с. 19.Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу //Начальная школа плюс и минус. – 2000. - №8. – С.17-22. 20.Климцова Т.А. Экология в начальной школе // Начальная школа. – 2000. -№6. – С.26-29. 21.Ковалев Л.Г. Психология личности. - М.: Владос, 1997. – 460 с. 22.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: Просвещение, 1998. – 172 с. 23.Коханова Л.А. СМИ и экологическое просвещение. – М.: Лебедь, 2002. – 80 с. 24.Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография.- Изд-во Красноярского Университета, 1994. – 213 с. 25.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 3 издание. – М.: УРАО, 1997. – 490 с. 26.Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 1998. – 117 с. 27.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Просвещение, 1988. – 225 с. 28.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение,1990. – 96 с. 29.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 344 с. 30.Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 410 с. 31.Минаев В.М. Внеклассная работа по естествознанию. – Минск: Образование, 1980. – 165 с. 32.Моисеева Л.В. Развитие региональных систем экологического образования. – Пермь: ПГПУ, 2004. – 74 с. 33.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1999. – 330 с. 34.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3т. Т.1.-М.: Просвещение,1994. – 516 с. 35.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. общество России. – 1999. – 344 с. 36.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Просвещение, 1995. – 414 с. 37.Овсянникова Т.Н. За такими программами будущее //Начальная школа. – 1995. - №6. – С. 71-75. 38.Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Просвещение, 1985. – 110 с. 39.Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. - №5. – С.25-27. 40.Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. – 250 с. 41.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа. – 1998. - №6. – С.43-49. 42.Погорелова Н.А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природо¬ведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М.: Просвещение, 1981. – 200 с. 43.Пономарева О.Н. Экологическое образование и воспитание в школе. – М.: Наука, 2001. – 266 с. 44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с. 45.Семакин Н.К. Внеклассная работа по естествознанию. – М.: Просвещение, 1979. – 118 с. 46.Симонова А.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 269 с. 47.Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа. – 1998. - №6. – С.37-42. 48.Скаткин С.А., Матвеева А.Н. Внеклассная работа естествознанию. – М.: Педагогика, 1953. – 330 с. 49.Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. уч-щ и ВУЗов.-М.: Школа-пресс, 1997. – 390 с. 50.Смирнова Н.З. Экологическое образование: проблемы и решения. – Красноярск: КГПУ, 2005. – 187 с. 51.Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов н / Д.: Феникс, 2000. – 660 с. 52.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика,1989. – 237 с. 53.Экологические и эстетическое воспитание школьников. /Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1984. – 185 с. 54.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Психология, 1999. – 310 с. 55.Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников//Вопросы психологии. – 1997. - №2. - С.37-42.
|