Авторский договор.
Как приобрести готовую творческую работу.
Сотрудничество с исполнителями.
Агрегаты наддува двигателей
Административное право
Анализ финансовой деятельности предприятий
Анатомия и физиология
Арбитражный процесс
Астрономия
Банковское дело
Банковское право
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Биология общая
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет, анализ, аудит
География физическая
География экономическая и регионалистика
Геология
Гидробиология, ихтиология, ихтиопатология
Гостиничный, туристический и ресторанный бизнес
Гражданский процесс
Гражданское и торговое право зарубежных стран
Графика
Деньги, кредит, банки
Детали машин
Европейское право
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика, технологии, программирование
Искусство, музыка и культура
История
История государства и права зарубежных стран
История отечественного государства и права
История политических и правовых учений
Коммерческое и финансовое право
Криминалистика
КСЕ (концепции современного естествознания)
Кулинария и товароведение, организация обслуживания
Культурология
Литература
Логика
Маркетинг
Математика и моделирование
Материаловедение
Медицина, сестринское дело
Международный коммерческий арбитраж
Менеджмент и управление в здравоохранении
Менеджмент, управление персоналом
Методика обучения биологии
Методика обучения географии
Методика обучения и воспитания дошкольников
Методика обучения и воспитания младших школьников
Методика обучения истории
Методика обучения ОБЖ
Методика обучения физике
Методика обучения физической культуре
Метрология, стандартизация, сертификация
Микробиология
Мировая экономика
Муниципальное управление
Налоги и налогообложение
Нефть, газ и другие энергетические ресурсы
ОМЗ (основы медицинских знаний)
Основы творческо-конструкторской деятельности
ОТОМ (основы технологии обработки материалов)
Охотоведение
Педагогика
Планирование на предприятии
Планирование, обработка и анализ эксперимента
Политология
Право гражданское и конституционное
Право международное и зарубежное
Право предпринимательское
Право трудовое и административное
Право уголовное
Право экологическое
Правоохранительные органы и арбитражный процесс
Предпринимательское дело
Психология
Рыбоводство, рыболовство
Сельское хозяйство
Сервис и туризм
Сопротивление материалов
Социолингвистика, лингвострановедение
Социология
Статистика
Строительная механика
Строительные машины
Теоретическая механика
Теория и история государства и права
Термодинамика и тепломассообмен
Техническая механика
Технология строительных процессов
ТиМОТиП
ТММ (теория машин и механизмов)
Транспорт и связь
Управление качеством
Управление продажей товаров и услуг
Физика
Физкультура, спорт, здоровье
Философия
Финансы и кредит
Химия
Экология и природопользование
Экономика предприятия
Экономика природопользования
Экономическая теория и анализ
Юриспруденция
Японский язык
|
Выпускная квалификационная работа (102 стр)
Содержание Введение Глава I. Теоретические основы экологической культуры младших школьников 1.1. Понятие «экологическая культура" 1.2. Педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников 1.3. Приемы, методы и формы формирования экологической культуры младших школьников 1.4. Краткие выводы по первой главе Глава II. Характеристика произведений детских сахалинских писателей 2.1. Роль детской литературы в развитии личности младших школьников 2.2. Изучение произведений сахалинских писателей в рамках регионального компонента в начальной школе 2.3. Анализ произведений сахалинских писателей для детей 2.4. Краткие выводы по второй главе Глава III. Использование произведений детских сахалинских писателей в повышении уровня экологической культуры учащихся 3 класса 3.1. Краткая характеристика класса и анализ констатирующего этапа исследования 3.2. Повышение уровня экологической культуры младших школьников в процессе изучения произведений детских сахалинских писателей 3.3. Анализ заключительного этапа исследования Заключение Список использованной литературы Приложение
Введение Актуальность исследования. Создание непрерывной и эффективной системы экологического образования – актуальная педагогическая проблема. Проблемы экологического образования в школе, формирования экологической культуры личности достаточно недавно разрабатываются в педагогической науке. Этапы развития этой проблематики прослеживаются от введения элементарных экологических знаний, появившихся в 60-е годы в содержании курсов естественно-научных дисциплин, к стратегии непрерывного экологического образования, принятой в 80-х годах в нашей стране, и к активной разработке вопросов формирования экологической культуры личности на всех этапах и во всех видах образования во второй половине 90-х годов XX в.. Понятие экологической культуры соединяет в себе: зна¬ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви¬дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально¬сти в процессе личного и производственного природопользования; вы¬работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю¬щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бы¬товой и профессиональной деятельности. Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитар¬ного знания в содержании образования. Экологическая культура может быть сформирована у школь¬ников в процессе обучения при определенных условиях. Ключе¬выми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщенная картина мира, понимание системности и процессуальности мира; эколо¬гическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение . Решению общих вопросов школьного экологического образования посвящены достаточно многочисленные и многоаспектные исследования (С. В. Алексеев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, Л. П. Салеева, И. Т. Суравегина, Д. Т. Трайтак, Н. М. Чернова и др.). В наше время экологическое образование имеет не только глобальный, но и региональный смысл, ибо одним из основных критериев его эффективности является улучшение состояния окружающей среды, прежде всего, в конкретной местности, и в конкретном регионе (А. А. Вербицкий, А. Н. Захлебный, Л. В. Моисеева). Недостаточность разработанности этих проблем определяется тем, что, несмотря на исследования последнего десятилетия, посвященным формированию экологической культуры ребенка в учебной и внеучебной деятельности (С.А. Бабенковой, В.А. Игнатовой, О.В. Котко, Л.А. Чистяковой и др.), в них не нашел своего достаточного отражения личностно ориентированный подход в образовании. Необходимость его реализации объективно обусловлена развитием педагогической теории и практики. В наше время экологическое образование имеет не только глобальный, но и региональный смысл, ибо одним из основных критериев его эффективности является улучшение состояния окружающей среды, прежде всего, в конкретной местности, и в конкретном регионе (А. А. Вербицкий, А. Н. Захлебный, Л. В. Моисеева). Однако разработок, связанных с национально-региональным компонентом экологического образования учащихся общеобразовательной школы, явно недостаточно (Б. Б. Амирова, Г. Ф. Суворова, Л. Ю. Чуйкова). Сейчас остро стоят вопросы бережного рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Каждый человек, начиная с дошкольного возраста, должен овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры. За последние годы в Сахалинской области получило широкое признание как новое направление в педагогической теории, школьной практике – экологическое обучение и воспитание младших школьников. В связи с этим у нас в области особое внимание образовательные структуры уделяют формированию экологической культуры младших школьников на основе регионализации содержания экологического образования с учетом принципа краеведения. На уроках внеклассного чтения, во внеурочной работе младших школьников в некоторых школах Сахалинской области используются произведения сахалинских детских писателей, раскрывающие красоту природы родного края, формирующие ценностное отношение юных читателей к ней. Поэтому в связи с недостаточной разработкой проблематики использования произведений сахалинских детских писателей в экологическом образовании младших школьников, мы выбрали следующую тему выпускной квалификационной работы: «Произведения детских сахалинских писателей как средство повышения уровня экологической культуры младших школьников». Объект исследования: экологическое воспитание в начальной школе. Предметом исследования является уровень экологической культуры младших школьников. Цель исследования: показать роль произведений детских сахалинских писателей в повышении уровня экологической культуры младших школьников. Цель работы определила следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью уточнения понятия «экологическая культура». 2. Проверить в практике наиболее эффективные методы работы над произведениями сахалинских детских писателей с целью повышения уровня экологической культуры учащихся. 3. Дать методические рекомендации по теме исследования. В основу нашего исследования была положена гипотеза: уровень экологической культуры младших школьников будет достаточно высоким, если, наряду с другими условиями, будет уделяться достаточно внимания изучению произведений детских сахалинских писателей. При этом необходимо учитывать следующее: - доступность произведений сахалинских писателей для младшего школьного возраста; - красочность, образность и оригинальность произведений сахалинских писателей для детей; - экологическую направленность содержания произведений сахалинских писателей для детей; - использование внеурочных форм работы по литературному чтению. Новизна исследования заключается в отборе и систематизации произведений детских сахалинских писателей и разработке критериев оценки уровня экологической культуры учащихся. Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов, в образовательных учреждениях области. Исследование проводилось в три этапа. На первом, констатирующем этапе исследования (сентябрь 2008 г.) была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования. Для определения уровня экологической культуры младших школьников были использованы методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, метод математической статистики. На втором, формирующем этапе исследования (октябрь 2007 – март 2008 гг.) изучались произведения О.П. Кузнецова, В. Санги, А. Дешина, А. Орлова, шел процесс повышения экологической культуры учащихся 3 класса. На третьем, заключительном этапе исследования (апрель 2008 г.) подводились итоги исследования. Был повторно проведен «срез» уровня экологической культуры младших школьников. Формулировались окончательные выводы по ходу исследования, и шло оформление тематического и практического материала в виде дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, определены этапы исследования. В I главе «Теоретические основы экологической культуры младших школьников» рассмотрено понятие «экологическая культура», педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников. Раскрываются приемы, методы и формы формирования экологической культуры младших школьников. Во II главе «Характеристика произведений детских сахалинских писателей» раскрывается роль детской литературы в развитии личности младших школьников. Рассмотрен вопрос изучения произведений сахалинских писателей в рамках регионального компонента в начальной школе. Проведен анализ произведений сахалинских писателей для детей. В III главе «Использование произведений детских сахалинских писателей в повышении уровня экологической культуры учащихся 3 класса» представлены результаты исследовательской работы в школе по использованию произведений детских сахалинских писателей в повышении уровня экологической культуры учащихся 3 класса. В заключении сделаны выводы по результатам исследования, определена степень подтверждения гипотезы, сформулированы методические рекомендации. В библиографии представлено 43 источника. В приложении представлены результаты диагностик и методов исследования в виде таблиц, диаграмм.
Заключение
Важнейший этап интенсивного накопления у детей знаний об окружающем мире, способствующий становлению личностных качеств, развитию основ экологической культуры – начальная школа. Наиболее активно в системе начального экологического образования в Сахалинской области развиваются такие направления, как обеспечение преемственности экологического образования между дошкольным и начальным школьным этапами, разработка ценностных, эстетических и национально-региональных аспектов его содержания. Использование регионального аспекта, а именно произведений сахалинских детских писателей О. Кузнецова, А. Дёшина, А. Орлова, В. Санги, Н. Капустюк и др. как фактора повышения экологической культуры младших школьников позволяет: 1. Систематизировать процесс изучения произведений сахалинских детских писателей в рамках учебного курса «Литература Сахалинской области». 2. Активизировать опытно-практическую деятельность учащихся с возможным моделированием природных ситуаций. 3. Пробудить в душе ребёнка чувство ответственности за судьбу своей земли; активизировать личное участие в охране природы своего края и, прежде всего, своей местности. Таким образом, гипотеза, положенная в основу нашего исследования: уровень экологической культуры младших школьников будет достаточно высоким, если, наряду с другими условиями, будет уделяться достаточно внимания изучению произведений детских сахалинских писателей. При этом необходимо учитывать следующее: - доступность произведений сахалинских писателей для младшего школьного возраста; - красочность, образность и оригинальность произведений сахалинских писателей для детей; - экологическую направленность содержания произведений сахалинских писателей для детей; - использование внеурочных форм работы по литературному чтению, подтвердилась полностью. Об этом свидетельствуют следующие результаты исследования: в экспериментальной группе (А) на заключительном этапе значительно увеличился высокий уровень экологической культуры учащихся. Он на этом этапе составил 56 % учащихся, когда как на констатирующем этапе высокий уровень был всего лишь 24 %. Средний уровень экологической культуры учащихся в экспериментальной группе (А) на заключительном этапе составил 36 % учащихся, когда как на констатирующем этапе он составлял 60 %. Низкий уровень сохранился, но он уменьшился с 40 % на констатирующем этапе до 4 % на заключительном этапе. В контрольной группе (Б) результаты улучшились, но незначительно. Высокий уровень экологической культуры учащихся на заключительном этапе составил 17.4 % учащихся, на констатирующем этапе он составлял 13,1 %. Увеличился высокий уровень незначительно. На заключительном этапе средний уровень экологической культуры учащихся составил 69.6 % учащихся, тогда как на констатирующем этапе он составлял 65.2 %. Низкий уровень экологической культуры уменьшился с 21.7 % на констатирующем этапе до 13,1 % на заключительном этапе. На основании проведенного исследования мы можем предложить методические рекомендации по использованию произведений сахалинских детских писателей с целью повышения экологической культуры учащихся. 1. В вопросе формирования экологической культуры младших школьников целесообразно уделять наибольшее внимание произведениям художественной литературы экологической направленности. 2. На уроках природоведения нужно использовать литературные произведения о природе, написанные сахалинскими авторами. 3. Проведение нетрадиционных уроков (урок-КВН, урок-сказка, урок-экспедиция, урок-игра и т.д.) с произведения сахалинских детских писателей позволит систематизировать экологические знания и умения учащихся, активизировать экологическое мышление, воспитать культуру экологического поведения.
Список использованной литературы 1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Владос, 2001. – 239 с. 2. Алексеев С. В. Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. – 1991. – № 2. – С. 23 – 28. 3. Амирова Б. Б. Воспитательные технологии в современной начальной школе. – Орск, 2000. – 198 с. 4. Бабенковой С.А. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед. наук. – Л., 1994. – С.12 – 17. 5. Булатникова Г.А. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 33 – 36. 6. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа. – 2003. – № 2. – С. 23 – 25. 7. Вербицкий А. А. Человек и природа. Ставрополь, 1975. – С. 41 – 46. 8. Владышевский Д.В. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: Аркти, 2000. – 128 с. 9. Горький А.М. О детской литературе. – М.: Просвещение, 1986. – 246 с. 10. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1981. – С. 21 – 31. 11. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. – М.: Просвещение, 1993. – С.84 – 92. 12. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с. 13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с. 14. Дешин А.А. Мы живем на островах. – Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во., сахал.отд-ние, 1969. – 28 с. 15. Дешин А.А. Капризная погода. – Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во., сахал.отд-ние, 1976. – 22 с. 16. Дешин А.А. Веселые дельфины, сахал.отд-ние, 1970. - 30 с.Дешин А.А. Вместе весело играть. – Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во., сахал.отд-ние, 1980. – 14 с. 17. Дешин А.А. Горячие ключи. – Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во., сахал.отд-ние, 1987. – 30 с. 18. Епихин М.Е. Познавательная экология в школе. – М.: Республика, 2003. – С. 45. 19. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2003. – 55 с. 20. Игнатова В.А. Теоретические основы экологического образования. – Мн.: Мнемозина, НИО, 1999. – С.3 – 15. 21. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников. – Мн.: Мнемозина, 1998. – С.33 – 38. 22. Котко О.В. Мы в ответе за природу. – Мн.: Народная асвета, 1999. – С. 31 – 38. 23. Кузнецов О. Быль о седом калане. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. – 2002. – 48 с. 24. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 244 с. 25. Мамедов Н. М. Основы экологического образования младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996. – С. 4 – 17. 26. Моисеева Л. В. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. – М.: Знание, 1999. – 98 с. 27. Непомнящая Н.И. Психологические аспекты школьного образования. – Ярославль, 2003. – 198 с. 28. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 29. Орлов А.М. Про «туриста» Федю и медведя. – Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2000. – 15 с. 30. Орлов А.М. Севера вы мои, севера: Стихи. – Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2000. – 30 с. 31. Орлов А.М. Лесная история. – Южно-Сахалинск: Экологическая вахта Сахалина, 2001. – 16 с. 32. Орлов А.М. На острове снежном: Очерки и рассказы. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. – 163 с. 33. Орлов А.М. Лесная академия. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. – 80 с. 34. Пономарева И. Н. Экология в школе и дома. – Мн.: Пачатковая школа. – 198 с. 35. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. Ч.1. / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, Ч. 2. / И.А. Петрова, Е.О. Яременко – М.: Просвещение, 2002. – 256 с. 36. Салеева Л. П. Компоненты экологического образования. – М.: Просвещение, 1991. – 244 с. 37. Сахалин. Литературно-художественный сборник (2000 – 2001) / Сост. Н. Тарасов. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. Сахалинский фонд культуры. Сахалинская писательская организация, 2001. – 202 с. 38. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе // Начальная школа. – 1995. – № 5. – С. 44 – 48. 39. Симонова Л.П. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе природоведения. – М.: Просвещение, 1987. – С. 18 – 19. 40. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 160 с. 41. Сказки Сахалина / Сост. М. Высоков, О. Кузнецов, Т. Роон. – Южно-Сахалинск: Сахалинское областное книжное издательство. 1996. – 96 с. 42. Суворова Г. Ф. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с. 43. Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. – М.: МГПУ, 1986. – С. 31 – 49. 44. Тайлер Э.Б. Традиционная и архаичная культура. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – С. 77. 45. Трайтак Д. Т. Глобальная экологическая проблема. – М.: Глобус, 2005. – 196 с. 46. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 268 с. 47. Чернова Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников. – М.: Дело, 2003. – 286 с. 48. Чистякова Л.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание. – М.: Знание, 2002. – С. 56. 49. Чуйкова Л. Ю. Природа и мы. – М.: Просвещение, 1988. – 194 с.
|